Система менеджмента качества

Построение любого бизнеса основано на внешних и на внутренних целях. Внутренние цели предусматривают рост прибыли и сопутствующие ему задачи. К внешним целям относится выполнение задач, поставленных обществом. При этом учитываться должны интересы всех сторон:

  • Потребителей, которые хотят покупать качественный и доступный по стоимости продукт.
  • Собственников бизнеса и акционеров, заинтересованных в прибыли.
  • Сотрудников организаций.
  • Поставщиков.
  • Государства и общества.

Только качественный продукт обладает конкурентной способностью. Этот фактор привел к созданию инструментов, которые дают возможность оценивать потребности покупателей, устанавливать требования к производимым продуктам, анализировать и корректировать действия для управления качеством. Для этого требуется упорядочение всех направлений в одну систему управления. К таким системам относится система менеджмента качества или СМК, которая соответствует международному стандарту ИСО 9000, применяемого в любых направлениях экономики и компаниях разного уровня.

Разработчиком серии ИСО 9000 — ТК 176 ISO – определен поэтапный порядок в создании СМК:

  1. Определение основной цели предприятия.
  2. Формулировка потребностей заинтересованных лиц и компаний.
  3. Поиск основной и сопроводительной информации об ИСО 9000 с последующим изучением.
  4. Применение стандартов ИСО 9000 к СМК предприятия. Принятие решения о получении сертификата соответствия СМК или выдвижения СМК на соискание национальной премии по качеству. Для этого используются требования ИСО 9004 и критерии национальной премии в области качества.
  5. Приобретение руководства по главным разделам в СМК.
  6. Проведение самостоятельной оценки соответствия системы нормативам ИСО 9001 или проведение аудита сторонней организацией.
  7. Проведение анализа норм и требований стандарта ИСО 9001, связанных с производственной деятельностью.
  8. Составление плана устранения недостатков. Разработка соответствующего графика выполнения работы с указанием конкретных исполнителей.
  9. Выполнение запланированных мероприятий и графика.
  10. Проведение регулярных внутренних аудитов с применением стандарта ИСО 19011.
  11. Принятие решения в необходимости подтверждения соответствия СМК.
  12. Привлечение аккредитованного органа по сертификации для аудита и выдачи сертификата соответствия СМК требованиям ИСО 1901.
  13. Продолжение совершенствования бизнеса.

Важными аспектами для реализации всех требований серии ИСО 9000 считается составление документов. В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 от любой организации требуется:

  • Политика в области качества
  • Цели в области качества
  • Руководство по качеству
  • Управление документацией
  • Управление записями
  • Внутренние аудиты
  • Управление несоответствующей продукцией
  • Корректирующие действия
  • Предупреждающие действия.

На степень документирования влияет размер организации, квалификация персонала, сложность и взаимодействие процессов. Достаточной считается четырехуровневая структура, которая предусматривает:

  • Документы по согласованной информации о СМК для внутреннего использования и внешнего. Их объем составляет примерно 10% от общего количества документации. Пользуются ими первые лица предприятия, потребители и представители третьей стороны: представители государственных органов, общественных, сертификации и прочих.
  • Документы, которые описывают процессы СМК. Обязательное включение процедур, документирования которых требует ИСО 9001. Их объем – 25%. Пользуются ими руководители структурных подразделений.
  • Рабочая документация, описывающая и уточняющая задания. Составляет – 65%. Ею пользуется весь персонал.
  • Записи о результатах выполненной работы.

Такой состав документов облегчает понимание существующей структуры документации СМК.

Запрос информации по сертификации
  1. (обязательно)
  2. (обязательно)